Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Все хорошо, прекрасная «Матильда»

12.10.2017, 22:02      Новости Иркутска
В Иркутске митинг против фильма о романе цесаревича с балериной прошел более чем незаметно

Сами организаторы описали свою акцию скупо: «Сегодня, 7 октября, православные Иркутска провели митинг против выхода фильма «Матильда» и фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России. Организатор митинга — Иркутское казачье войско Союза казаков России».

Подобный сухой стиль свойственен обычно тем, кому про собственную акцию говорить либо стыдно, либо нечего. В самом деле, митинг не начинается в момент, указанный в заявке, и не заканчивается в ту минуту, когда последний из участников покидает место событий. Напротив, если все действительно серьезно, о митинге много пишут до начала, еще больше во время и особенно много после события. Каждый этап подготовки, каждая секунда мероприятия, любая мелочь должны работать на главную цель: сообщить окружающим о вашем существовании и о вашей идее. В нашем случае что-то с самого начала пошло не так...

Повод к гражданской войне

Поскольку фильм «Матильда» большинство из нас еще не видели и судить о его достоинствах и недостатках не могут, попробуем разобраться в происходящем на уровне общедоступных знаний. В 1892 году 24-летний цесаревич Николай познакомился с 20-летней балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. К тому времени Кшесинская выступала уже два года, но, как пишут современники тех событий и современные нам историки искусства, никогда на протяжении всей своей 27-летней балетной карьеры выдающихся ролей не исполняла. В активе Кшесинской было разве что первое в России исполнение 32 фуэте подряд, что, согласитесь, говорит об отменной физической подготовке и ближе к спорту, чем к искусству. Зато Кшесинская очень быстро и ловко делала карьеру: получила статус примы, станцевала несколько бенефисов, имела обширные связи в высших эшелонах власти и стала владелицей знаменитого особняка, захваченного в 1917 году для нужд ЦК РСДРП(б).

Практически никто из современников событий не сомневался в наличии между цесаревичем и молодой балериной романтической связи. Именно потому, что подобные связи были в порядке вещей для высшей аристократии (включая великих князей), а после революции подтверждение нашлось в личном дневнике Николая II.

Роман цесаревича с балериной остался бы крохотным незначительным эпизодом, а фильм режиссера Алексея Учителя — проходной костюмированной мелодрамой, если бы не обостренная реакция депутата Государственной думы Натальи Поклонской и группы ее сторонников. Поклонская полагает, что любое упоминание о существовании Николая Романова как обычного живого человека с собственными достоинствами и недостатками является принижением образа православного святого и искажением истории. Тот несомненный факт, что Николай прожил жизнь, далекую от сусального образа, и был прославлен церковью (а не оказал ей честь своими словами и поступками), депутата Поклонскую не смущает. Она ищет в фильме все, что придет в голову, — от плагиата до нецелевого расходования бюджетных средств. Пока ни одно из обвинений не доказано в суде, но экс-прокурор Поклонская от своих идей не отступает.

Пугают не выступления Поклонской, не закрытые просмотры фильма для депутатов Государственной думы и даже не иски Поклонской к режиссеру Алексею Учителю — все это в рамках действующего законодательства. Пугает поведение «группы поддержки», стихийно окружившей Поклонскую даже без ее усилий: активисты организации «Христианское государство — святая Русь» и их единомышленники дошли даже до поджога кинотеатра в Екатеринбурге и автомобилей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Когда поджигателей задержали, выяснилось, что на защиту «исторической памяти» о последнем императоре встали натуральные уголовники — лидер «Христианского государства» Александр Калинин был осужден за убийство и разбой. Помимо уголовного прошлого у Калинина и его организации глубоко лживое настоящее: в интервью СМИ он говорит, что «Христианское государство» было создано в 2010 году. Но в том году у него еще не завершился срок, а «монастыри, храмы, церкви», на поддержку которых он ссылается, едва ли связались бы с человеком, продвигающим свои идеи прямиком из зоны.

Как бы там ни было, реакция в виде угроз и настоящих поджогов на фильм, не имевший особых прокатных перспектив (чего греха таить — отечественное кино проигрывает зарубежному), напоминает о том, что наша страна легко скатывается в гражданскую войну и очень тяжело ее переживает. Появление Калинина и ему подобных было бы невозможно, если бы правоохранительные органы быстро и точно реагировали на любую угрозу применения силы одними гражданами против других. Здесь же потребовалось несколько весьма мрачных недель и серьезные суммы нанесенного ущерба, прежде чем преступникам дали понять, что никому не позволено решать за других — как жить, во что верить и что думать.

Сомнительный митинг

Иркутск, печально прославившийся в 1917—1920 годах как место кровавых боев между вчерашними соседями, в этот раз сохраняет спокойствие. Владельцы кинотеатров заявили, что «Матильда» будет показана — чему немало поспособствовали именно действия правоохранительных органов, положивших конец уголовным выходкам «Христианского государства», и полное бездействие официальных лиц Иркутской митрополии РПЦ. Впрочем, в социальных сетях и в частных беседах многие иркутяне говорили, что готовы пойти на фильм именно из принципа: никто не имеет права указывать другим, что смотреть. Может быть, после первых же сеансов ореол скандальности и рискованности вокруг «Матильды» будет развеян, но горожане предпочитают сделать этот вывод на основании собственных впечатлений, а не чьих-то слов.

Тем более после митинга, состоявшегося 7 октября. Уже по количеству участников понятно, что ни Иркутское казачье войско (в котором, по официальным данным самого ИКВ, состоит около 6 тысяч человек, а вместе с членами семей — не менее 18 тысяч), ни Иркутская митрополия Русской православной церкви протестующих не поддерживают. Столь серьезным организациям просто неприлично выводить на митинг пару десятков человек, тем более по столь ничтожному поводу. Многие иерархи РПЦ и авторитетные богословы (сошлемся хотя бы на профессора Московской духовной академии Алексея Осипова) обращают внимание на непонимание участниками подобных акций самих основ православия. То, что описывает фильм, происходило с цесаревичем, который расстался с Кшесинской уже в 1894 году, а в 1896 году прошел через обряд венчания на царство и перешел (с точки зрения православной церкви) в совершенно новое качество существования. Шансом стать лучше император, надо сказать, не воспользовался: достаточно напомнить, что вплоть до революции РПЦ не имела патриарха и находилась в подчинении обер-прокурора Синода, то есть, попросту говоря, государственного чиновника.

Хуже того, отрекаясь от трона, Николай II передал власть брату Михаилу со словами «править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу» — то есть поставил будущего царя в подчинение представителям народа (царь приносит присягу, а не наоборот). Именно этот документ, именно эти слова уничтожили самодержавие и изменили государственный строй в России.

Нет никаких сомнений в том, что участников митинга никакие слова не убедят и они останутся при своем мнении. Пусть так. Этим людям нужно, однако, понять одно: чем больше они будут шуметь и настаивать на своем, требуя извинений перед самым неудачливым правителем России, тем больше будет зрителей на сеансах «Матильды» и тем быстрее появится следующий фильм, раскрывающий, например, образ молодого Николая, путешествующего по миру в 1890—1891 годах.

Для сценариста, ищущего в истории экзотику и приключения, один список стран, через которые пролегал маршрут поездки, будет золотым дном: цесаревич за одну поездку побывал в Австрии, Греции, Египте, Индии, Сиаме, Сингапуре, Китае и Японии, пережил покушение на убийство и сделал себе татуировку дракона на правой руке. Только подумайте, каким содержанием (крайне далеким от всякого благочестия) можно наполнить такую форму. И вы поймете, что хуже был бы только фильм, объективно и последовательно разбирающий все годы правления Николая II по пунктам — Ходынка при коронации, массовые расправы над рабочими в начале ХХ века, неудачная Русско-японская война, первая революция, еще более неудачная Первая мировая война и Февральская революция. Благостный образ Николая — это как раз следствие попытки переписать историю, а если начать разбираться досконально, то надо ведь будет вспомнить и тот пункт заключительного акта Комиссии по канонизации Священного Синода РПЦ, в котором сказано, что по итогам жизни императора оснований для канонизации нет...

Фото митинга из группы организаторов в «ВКонтакте»

Евгения Уланова Иллюстрации: Фильм Алексея Учителя «Матильда» — не первый в истории кинематографа на тему отношений цесаревича Николая и балерины Кшесинской. Уже к осени 1917 года был снят художественный фильм «Царские грешки», не снискавший, видимо, особой славы, поскольку революция отодвинула развлечения подобного рода на дальний план7 октября Иркутское казачье войско Союза казаков России провело на набережной Ангары около памятнику основателям Иркутска митинг против выхода фильма «Матильда» и, как считают казаки, против «фальсификации исторических фактов и событий в ущерб интересам России». Всего собралось чуть более 30 человек. Митингующие держали хоругви, в том числе с изображением семьи царя Николая II, плакаты «Прости нас, государь» и другое. Митинг прошел спокойно, не вызвав общественных беспорядков
Источник: baikal-info.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования