Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Кино не для всех

16.06.2017, 17:43      Новости Иркутска
Обозреватель «Пятницы» — о французском художественном фильме, снятом в прошлом году на Байкале

Главные герои фильма — Тэдди и Алексей. Французский интеллигент и русский уголовник. Два разных восприятия мира. Роль Тэдди исполнил Рафаэль Персонна — довольно известный актер, и не только во Франции, в 2012 году он сыграл в нашумевшей «Анне Карениной» с Кирой Найтли. Алексея сыграл известный российский актер Евгений Сидихин. По рассказам очевидцев, на Ольхоне его до сих пор вспоминают с придыханием, показывают его автографы как реликвию  Французская афиша фильма «В лесах Сибири». Съемки проходили в пади Идиба на территории Прибайкальского национального парка, на Берегу медведей (Байкало-Ленский заповедник). Места дикие, суровые, безлюдные. Далеко не каждый житель Иркутска способен прожить более двух месяцев в тайге, а уж для французской киногруппы зимовка на Байкале стала тяжелым испытанием

Фото со съемочной площадки. За рулем — иркутский публицист и блогер Владимир Демчиков, которому досталась роль дяди Миши. По сценарию его герою приходится много ездить по коварному байкальскому льду. Экспедицию постоянно сопровождали подготовленные люди, они делали все необходимые замеры, сверлили лунки, проверяли толщину льда

Год назад «Пятница» подробно рассказывала своим читателям, как проходили съемки французского фильма «В лесах Сибири». Мы долго ждали его премьеры: были определенные сомнения, что фильм купят для показа в России. И вот дождались! Недавно фильм показали в Иркутске. Для нас, жителей Прибайкалья, он интересен вдвойне, поскольку это взгляд со стороны — как Сибирь воспринимают рафинированные европейцы и что их сюда так сильно манит.

Сразу скажу, этот фильм, конечно, не для российской публики. Он снимался для жителей Европы. Что такое жизнь современного француза, немца или шведа? Это сплошные правила и ограничения: то нельзя, это нельзя, это тоже нельзя. Чем общество цивилизованнее, а производство технологичнее, тем стремительнее темп жизни; человек не может справиться с ежедневным стрессом, что порождает апатию, депрессию, душевные кризисы и утрату смысла жизни.

Именно поэтому на Западе так популярны фильмы о выживании в сложных, а порою нечеловеческих условиях и о том, как это преображает, помогает найти смысл жизни, познать себя и свое единство с природой. «Изгой», «Марсианин», «Выживший», «Затерянный в снегах», «127 часов», «Выжить», «Схватка», «Спуск» и т. д. Загадочная и суровая Сибирь — идеальное место для таких экспериментов. Первопроходцем стал французский гражданин Сильван Тэссон, который в 2011 году шесть месяцев жил отшельником в избушке на берегу Байкала. Свой уникальный опыт он описал в книге «В лесах Сибири», которая стала международным бестселлером.

Собственно, эта книга и легла в основу одноименного фильма французского режиссера Сафи Неббу. Но назвать это экранизацией можно с большими оговорками. Книга Тэссона — экзистенциальный дневник, история о поиске своего «я». И кстати, именно борьбу автора со своими внутренними демонами очень хорошо удалось передать в документальном фильме «180 дней одиночества», который снял сам Тэссон.

В художественной версии главного героя зовут Тэдди. Его играет Рафаэль Персонна, который внешне является полной противоположностью реальному Тэссону — человеку довольно мрачному и само-

углубленному. Рафаэль в фильме больше похож на растерянного недотепу из комедии «Разиня», мотивы его желания стать отшельником совершенно непонятны. А внутренний монолог героя, как важный элемент действия, вообще отсутствует.

Все внимание режиссера приковано к экстремальным условиям жизни Тэдди. Одинокая избушка, суровые пейзажи зимнего Байкала, неулыбчивые лица местных жителей. Французу приходится в буквальном смысле выживать. Добывать воду, колоть дрова, спасаться от медведя, мерзнуть и голодать, после того как огромный зверь разгромил погреб и сожрал все его припасы. Суровой экзотике и борьбе героя за существование посвящена первая часть фильма, но для удержания внимания зрителя в течение полутора часов этого явно недостаточно. Поэтому сценаристы придумали сюжетный ход с антиподом главного героя в исполнении российской звезды Евгения Сидихина. Его героя зовут Алексей, и в отличие от Тэдди он прячется от людей не по доброй воле. Много лет назад он по пьянке зарезал своего товарища, и жизнь в тайге для него наказание, немногим лучше тюрьмы.

Насколько такая коллизия правдоподобна, судить не берусь, но думаю, что на такие сценарные вольности вообще не стоит обращать внимания, ровно как и на то, что простой шофер Миша в фильме запросто общается с Тэдди на французском. А киоскерша на вокзале с ходу переводит письмо с русского на английский.

Итак, Алексей. Он выглядит именно так, как представляют русских во Франции: огромный, сильный, молчаливый. И что особенно пленяет европейцев — добрый и опасный одновременно. Но, увы, создателей «В лесах Сибири» подвела слабая драматургия. Евгений Сидихин — замечательный актер, но здесь ему практически нечего играть, и он откровенно томится в кадре, изображая загадочность русской души.

Отсутствие крепкого сюжета — вот главная проблема. И драмы не получилось, и приключенческим фильм можно назвать с большой натяжкой. Удивительно, учитывая вполне приличный бюджет

($3 500 000) и высокий профессионализм киногруппы. Все остальное — кастинг, операторская работа, звук, музыка — выше всяких похвал. Кстати, за музыку фильм «В лесах Сибири» получил премию «Сезар» — высшую кинематографическую награду Франции.

По словам Владимира Демчикова, сыгравшего в фильме того самого шофера дядю Мишу, свободно говорящего по-французски, материала было отснято очень много, в том числе колоритных сцен с участием местных жителей. Но в окончательную версию все это не вошло.

Вполне возможно, что создатели «В лесах» и не ставили задачу снять шедевр, претендующий на «Оскара», потому и не стали тратить время на проработку сюжета. Не для того они ехали в такую даль, а ради самого Байкала! Именно его природа является главным героем фильма. Природа суровая, дикая, изменчивая, манящая в наши края многочисленных туристов и экстремалов со всего мира.

И в этой связи очень интересно порассуждать об огромной разнице в понимании туристической привлекательности для них и для нас. Их Сибирь привлекает как раз отсутствием всего этого опостылевшего комфорта и инфраструктуры, а у нас твердят о необходимости каких-то глобальных преобразований на Байкале. Буквально на днях в Сети появились заявления с призывом поддержать проект «Великое озеро великой страны». Звучит амбициозно. От «громадья» планов кружится голова: «создание туристического кластера», «освоение туристического потенциала», «комплексное развитие территории», «формирование международного центра деловых коммуникаций на Байкале». Авторы проекта, видимо, хотят, чтобы на Байкале было не хуже, чем в Акапулько или на Лазурном берегу: новые дороги, дворец конгрессов, суперсовременные кемпинги, кампус международного университета, вертолетные площадки, набережные и — вишенкой на торт — мост от Листвянки в Порт Байкал. Головокружительные перспективы. Но у меня скромный вопрос: а надо ли все это туристам, которым эта цивилизация порядком надоела? Мостов и кемпингов и в других местах навалом.

И еще один момент. В проекте имеется раздел «продвижение проекта». Читаю — и такая тоска охватывает… Сделать сайт, провести праздник… Уныло и скучно. Тем более на фоне таких грандиозных планов. При этом есть готовый фильм. Практически бренд, известный миллионам потенциальных туристов. Какой великолепный повод заявить о своем проекте! Просто подарок судьбы! Ладно, речь не о том, чтобы организовать приезд на иркутскую премьеру автора книги или режиссера, что было бы совсем шикарно, но в фильме также снимались жители Ольхона и Иркутска. Чуть-чуть усилий — и можно устроить резонансное событие!

Но ничего. Полная тишина. Премьера фильма о Байкале, снятого на Байкале, прошла практически незамеченной в Иркутске. И это, на мой взгляд, самый важный и, увы, закономерный итог.

Зато радует, что в Интернете можно найти множество хороших отзывов. Зрители отмечают искренность создателей, пишут, что фильм «В лесах Сибири» снят с огромным уважением к природе и людям, живущим в очень непростых условиях.

Все началось с книги

В 2011 году французский путешественник Сильван Тэссон решил пожить полгода затворником на берегу Байкала, чтобы, как он сам пишет, постичь пустоту, одиночество и безмолвие. Итогом этого эксперимента стала не только книга, но и документальный фильм «Байкал. 180 дней одиночества», который в России демонстрировал канал «Моя планета». Фильм очень интересный. Тэссон не только показал внешнюю сторону своего бытия, тяготы и лишения, но и историю внутреннего преображения. Это честный рассказ, как одиночество научило его по-другому мыслить и ощущать ход времени, быть терпимее, принимать окружающий мир таким, какой он есть, не выискивая в нем изъяны. В Европе эта история моментально стала международным бестселлером, была переведена на другие языки, кроме русского… И это очень странно, ведь у нас так любят говорить о необходимости продвигать Байкал в мире. Однако в 2014 году в нашем еженедельнике публиковались небольшие фрагменты из немецкого издания в переводе Василия Яшкинаса.

Фото из открытых источников

Елизавета Старшинина
Источник: baikal-info.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования